Об итогах первого сезона Северо-Западной ЮФЛ

24 октября 2021, 20:59

СШОР-5 20006 г.р. 2021 г.

Об итогах первого сезона Северо-Западной ЮФЛ

Материал с официального сайта МРО "Северо-Запад"

Раньше играть было не с кем: Николай Голубев — об итогах первого сезона ЮФЛ Северо-Запад

17 октября завершился крупнейший футбольный эксперимент Северо-Запада. В мае здесь стартовала региональная Юношеская футбольная лига — проект РФС по реформированию системы юношеских соревнований в России. Впервые команды спортивных школ из Ленинградской, Калининградской, Псковской, Новгородской, Мурманской и Архангельской областей, а также Республик Карелии и Коми смогли полноценно соревноваться друг с другом.

О том, как ЮФЛ Северо-Запад меняет жизнь юных футболистов и спортивную инфраструктуру в регионе, мы поговорили с руководителем оргкомитета ЮФЛ Северо-Запад и генеральным секретарем МРО «Северо-Запад» Николаем Голубевым.

— В чем был смысл запуска Северо-Западной Юношеской футбольной лиги?

— Все, что связано с юношескими футбольными лигами — это целиком и полностью инициатива Российского футбольного союза и его руководителя, Александра Валерьевича Дюкова. Федеральные ЮФЛ идут уже третий сезон, сейчас они проходят в двух возрастных категориях. Основной принцип этих соревнований — равные играют с равными, лучшие школы страны соревнуются друг с другом в одном турнире. На всероссийском уровне все уже отлажено, соответственно такую же систему соревнований необходимо было выстроить и в межрегиональных объединениях. В сезоне 2021 года решили начать пилотные проекты в двух объединениях — Дальний Восток и Северо-Запад, потому что они схожи по многим параметрам развития футбола: по состоянию дел, логистике, географии.  Запускали проекты достаточно оперативно — от идеи до реализации прошло меньше двух месяцев.

— По какому принципу отбирали участников первого турнира ЮФЛ Северо-Запад?

— В наше МРО (межрегиональное объединение) входит 10 федераций футбола. Соответственно, мы с руководителями каждой федерации определили школы, которые могут быть конкурентоспособными на межрегиональном уровне и которые смогут нормально подготовить объекты инфраструктуры, чтобы на них было не стыдно проводить соревнования. И практически в каждом регионе такая школа вырисовалась. Два региона представлены сразу двумя школами: это Калининградская область, где, по традиции, футбол развит чуть лучше, чем на остальных наших территориях (от Калининграда играют «Балтика и СШОР-5), и Псковская область — в турнире представлена столица региона и Великие Луки, потому что в этом городе есть профессиональный футбольный клуб. Соответственно, у них было желание выставить свою команду, благо, что и стадион соответствует, и школа есть. Вот так состав участников и определился. Отмечу, что среди них присутствуют некоторые нестоличные города, например, Мончегорск и Котлас, потому что в Архангельске и Мурманске, по мнению руководителей местных федераций, хуже развиты спортивные школы и инфраструктура.

— Как вообще развивается футбол на севере России? Там ведь климатические условия не особо позволяют играть под открытым небом, а чаще хочется спрятаться под крышу и пить чай с малиновым вареньем…

— Так и есть, поэтому мини-футбол на наших северных территориях гораздо более развит, чем классический футбол. И те ребята, которые играют сейчас в нашей ЮФЛ, зимой переходят на мини-футбол. Во время первых матчей доходило до комических случаев, когда после первого тайма команды стали меняться скамейками, потому что привыкли больше ориентироваться на мини-футбольные правила. Но не будем забывать, что еще совсем недавно и в Мурманске, и в Архангельске были профессиональные футбольные клубы. Мужские футбольные команды из Мурманской и Архангельской областей — из Кировска и Коряжмы — становились чемпионами Северо-Запада. То есть футбольные традиции есть и в северных территориях, и за полярным кругом. Понятно, что им сложно участвовать в соревнованиях, но благодаря поддержке РФС, когда неожиданно, в хорошем смысле, свалилась на голову возможность не за свой счет разъезжать по всему Северо-Западу, все с радостью подхватили эту инициативу. Ведь футболисты есть всюду. Мальчишки и девчонки во многих регионах, даже самых северных, смотрят футбол, любят его и пытаются им заниматься.

— Можно поподробнее объяснить, в чем заключалась поддержка РФС?

— РФС взял на себя все расходы, связанные с командированием команд в другие города — транспорт, проживание. Он также оплачивает судейство и инспектирование — это гонорары арбитров и инспекторов, логистика, проезд, проживание.  Также финансируется работа оргкомитета ЮФЛ Северо-Запад, медиа-сопровождение: все наши матчи показывает Триколор-ТВ, на YouTube-канале каждую игру транслируют с трех камер. Родители могут посмотреть матч ЮФЛ в Котласе, когда их сын играет где-то в Калининграде.

Кроме того, у нас есть разные активности. Например, голосование за лучший гол каждого тура. После первого круга лучший гол выбрал футболист сборной России Денис Черышев — автором оказался футболист команды СШОР-5 Калининграда Иван Кожухов. Он получил футбольный мяч с автографом Черышева.

Кроме того, многоступенчатой системой голосования мы определяем лучшего игрока месяца.  Он получает футболку сборной России. Эти подарки предоставляет РФС. Лучшим игроком июня был Грант Гзирян из «Балтики» (Калининград), лучшим игроком июля стал Анатолий Токмянин из спортивной школы республики Коми, а лучшим игроком сентября — Александр Морозов из Пскова. Если вы обратили внимание, то и в Сыктывкаре можно стать лучшим игроком. Там, к слову, очень современный стадион, который реконструировали к чемпионату мира по хоккею с мячом. Немного не учли, правда, футбольную специфику, поэтому пока на поле переносные ворота используются, но в скором времени все должны поправить.

— Раз уж мы затронули тему инфраструктуры, скажите, были перед стартом ЮФЛ СЗ какие-то требования к стадионам — полям, размерам, наличию электронного табло?

— Смотрите, есть система сертификации РФС. Изначально, когда стало понятно, что мы не сможем соответствовать федеральным требованиям к стадионам ЮФЛ (4-я категория), было решено в этом сезоне допустить к участию объекты, у которых есть сертификат РФС 6-й категории. Но все участники предупреждены, что в 2022 году мы сможем проводить матчи только на стадионах 4-й категории, а там, соответственно, есть требования и по наличию электронного табло, и по вместимости трибун на 500 зрителей, и по многим другим параметрам. Часть стадионов уже соответствует этим требованиям, как, например, оба объекта в Калининграде, стадион в Великих Луках, стадион в Великом Новгороде. Остальные либо будут менять объекты, либо будут реконструировать свои.

— За чей счет будет реконструкция?

— За счет школ, властей, спонсоров, а также при помощи РФС. Яркий пример показал город Котлас, где школа договорилась с одним своим партнером. Он купил за свой счет электронное табло и установил его прямо в ночь перед первым матчем. Очень оперативно все это сделали и постарались во всеоружии подойти к старту турнира!

Вообще все, что связано с организацией домашних матчей, ложится на школы. Но где-то, конечно, местные власти должны помочь. В адрес главы каждого региона, где проходит ЮФЛ, были направлены письма от лица Александра Валерьевича Дюкова. Он, во-первых, проинформировал губернатора о том, что такое соревнование проводится, и попросил оказать поддержку школам, которые в них участвуют.  Во-вторых, РФС готов частично финансировать реконструкцию объектов инфраструктуры, если местная исполнительная власть сама возьмется за реализацию такого проекта.  

— Приход ЮФЛ, как приезд гостей в дом, для кого-то уже стал толчком, чтобы в городе что-то отремонтировали, обновили?

— Да, но все-таки качественный скачок мы увидим в 2022 году. Понятно, что в этом сезоне, за два месяца на подготовку, революций случиться не могло. Но все очень приветствуют создание ЮФЛ, хотят в ней участвовать. Многие объекты попали в четырехсторонние соглашения, которые в этом году почти все наши регионы подписали, и почти всюду должно быть построено что-то новое или проведена реконструкция. Вот, например, в Петрозаводске идет реконструкция стадиона «Юность». В остальных регионах нужно будет, наверное, просто доводить до ума то, что есть — кому-то менять стадион, как например, «Ленинградцу», потому что там, где они играют сейчас, в Гатчине, в следующем году нельзя будет проводить матчи ЮФЛ.

— А как вообще в Ленобласти с футболом? Она ведь совсем рядом с Петербургом, с серьезными школами.

— Регион футбольный, хороших спортивных объектов там достаточно много. И действительно, близость к Питеру дает о себе знать. Большой плюс, что в Ленинградской области опять появилась профессиональная команда, которая ставит перед собой достаточно серьезную цель — выход в ФНЛ. Минус — что все-таки играют они не дома, а в Петербурге. Когда тренировались и выступали в Рощино, в Тихвине — пусть это кому-то и было неудобно — все-таки подчеркивалась принадлежность к Ленинградской области и, я думаю, региону это давало определенный толчок.

Сейчас у клуба «Ленинградец» основной ориентир — СШОР «Зенит», именно ее воспитанники пополняют ряды команды. Но у «Ленинградца» есть школа, которая как раз участвует в ЮФЛ и в чемпионатах Санкт-Петербурга. Туда, в старшие возрастные группы, привлекают лучших ребят из других районов области, то есть по факту получается сборная команда региона.  

— В чем смысл играть с равными? Разве не лучше соревноваться с сильным?

— Принцип «равный с равным», наверное, лучше, чем «слабый с сильным». Счет 0:19 (недавно в одном нашем турнире такое было) особо ничего не даст ни одной, ни другой команде. Одним неинтересно, другие — расстроятся.

Как раньше проходили наши межрегиональные турниры, да, в принципе, и сейчас проходят по остальным возрастам, которые не задействованы в ЮФЛ? Команды съезжаются в один город на 8 дней, играют по схеме, которая зависит от количества участников, и проводят примерно 6 матчей — на этом вся их серьезная футбольная история в сезоне заканчивается. Регулярные турниры с разъездами из-за логистики мы не можем организовать — очень сложная география региона, поэтому приходится проводить групповые соревнования. Естественно, шесть игр за сезон — это ни о чем.  Причем часто ребятам приходится играть с сильными петербургскими школами, которые априори лучше подготовлены, соответственно, получаются такие крупные результаты и отсутствие пользы.

А ЮФЛ Северо-Запад — это регулярный турнир с недельным циклом, который дает возможность и тренироваться, и учиться, и играть. Школы все-таки примерно одного уровня, что мы видим по турнирной таблице, где команды находятся на маленькой очковой дистанции друг от друга. Плюс, в регионах ведь фактически играть не с кем. Есть, как правило, одна-две сильные школы, вот они и соревнуются друг с другом или с соперниками из своей же школы, только на год младше или старше. Ну и какое-то участие в разовых краткосрочных турнирах. А в ЮФЛ них есть настоящее регулярное соревнование с ребятами из других городов примерно такого же уровня. Это главный плюс лиги.

— Расскажите немного о командах. Были фавориты на старте?

— В принципе, мы предполагали, что калининградские команды будут посильнее. Так сейчас и происходит — они на первом-втором месте. Тем не менее, результаты матчей показали, что команды из других областей научились и «Балтику» обыгрывать. Домашнее поражение, например, «Балтика» потерпела от команды из Пскова, «середнячка» таблицы.  Турнир показал, что сюрпризы возможны. Команды, которые в начале всем проигрывали, допустим, «Электрон», во втором круге одержали две победы.

— Набрались опыта?

— Определенно. Мне кажется, что даже те 18 матчей, которые каждая команда проведет в ЮФЛ — это то, что навсегда запомнится футболистам, ведь они никогда не играли в таком серьезном турнире и с точки зрения спортивной составляющей, и с точки зрения медийной, когда все показывается, ничто не остается незамеченным. Поэтому я надеюсь, что сюрпризы в турнирной таблице — это все-таки не недооценка сильными командами соперников, а какой-то прогресс слабых коллективов.

Я думаю, что это определенный вызов и для руководителей спортивных школ, и для тренеров, потому что никому не хочется быть последним, никому не хочется, чтобы по телевизору показывали, как ты орешь на детей или какие-то бессвязные подсказки даешь. Все подтягиваются, растут. И не только участники, но и судьи. Я сам имею некоторое отношение к этой профессии и вижу, как работают наши судейские руководители с арбитрами: они каждые две недели проходят дебрифинг, где разбирают моменты. Судьи были лишены этого без ЮФЛ, потому что, опять же, были такие турниры, где матч на матче, и серьезно игры невозможно было проработать. Съемка, опять же, была не везде хорошая. А сейчас каждый момент можно подробно рассмотреть онлайн, пообщаются по зуму. С Академией РФС все моменты разбираются, и я думаю, что судьи тоже чувствуют прогресс. Мы ведь не только о футболистах думаем.

— Как вы оцениваете текущий уровень судейства в регионах Северо-Запада?

— Он разный. В Калининграде и Карелии с ребятами чуть сильнее занимались, поэтому там выше уровень. Но я надеюсь, что наша лига даст толчок к развитию другим регионам. У нас сейчас большая проблема с судьями в Архангельской и Мурманской областях, в Республике Коми — там просто физически нет арбитров уровня ЮФЛ. Даже помощников туда приходится назначать.  Я надеюсь, что с развитием ЮФЛ в этих областях появятся свои судьи. В первую очередь, потому что гонорары за матчи адекватные, и это может стимулировать приход людей в профессию.

— Вы ездили на матчи ЮФЛ СЗ в Котлас, Великие Луки. Как себя ведут болельщики? Много ли людей приходит на стадионы?

— Ситуация в этом сезоне была очень осложнена пандемией. В прошлом году многие соревнования пришлось отменить, а в этом году в разных регионах были разные требования к допуску участников соревнований и зрителей на стадион. Где-то матчи проводились без болельщиков, где-то число зрителей было ограничено. Тем не менее определенный ажиотаж есть, особенно на первых матчах. Люди приходят, болеют. Надеюсь, что не только родственники игроков, но и те, кто просто соскучился по футболу — например, в Котласе и Сыктывкаре давно уже не было значимых матчей. Понятно, что в Калининграде или Пскове еще есть большой футбол, а во многих городах Северо-Запада даже наша ЮФЛ — это событие.

— Как минимум, повод одеться нарядно.

— Тепло и нарядно. Мы начинали сезон, когда в Апатитах еще сугробы огромные лежали и снег падал. А одну игру в Сыктывкаре мы перенесли на более ранний срок, потому что 9 октября, когда изначально игра была запланирована, уже появится лед на поле, поскольку стадион, в первую очередь, предназначен для хоккея с мячом. Поэтому, да — тепло и нарядно.

— Следят ли за ЮФЛ Северо-Запад какие-то известные клубы или школы?

— Да, но в этом есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, есть надежда, что талантливые футболисты попадут в серьезную школу и будут дальше развиваться. С другой стороны, уход хороших игроков ослабит участников турнира. Тут хочется, чтобы наши клубы в ЮФЛ хотя бы на сезон были защищены от переходов футболистов, чтобы не рушить команду, которую тренер только начинал создавать, и которая только стала прогрессировать. Я знаю, что из Пскова одного мальчика переводят в СШОР «Зенит», и для тренера это просто трагедия, потому что лидера выдергивают из состава.

— Но ведь есть и обратные ситуации. Тот же Кирилл Степанов из СШОР-5 Калининграда играл раньше в московских клубах, но там у него особо не сложилось, а когда вернулся домой и начал выступать в ЮФЛ СЗ — заиграл и стал забивать гол за голом.

— В принципе, да. Возможно, и не надо сейчас, как Ломоносов, брать котомку и шагать в Москву из Архангельска. Можно попробовать поиграть дома — тебя все равно увидят, потому что игры показывают по телевидению и на YouTube, за всеми следят, в том числе, и селекционеры. Так что, вероятно, нам удастся немного остановить часто бессмысленный отток футболистов из регионов. Раньше ведь играть было не с кем и не было шанса, что тебя заметят. Сейчас шанс есть.

— Как себя ведут мальчишки, когда их снимает камера? Они ведь впервые могут почувствовать себя спортивными звездами.

— Мне кажется, что в этом плане тоже есть прогресс — первые интервью были немного корявые, ребята, да и тренеры, смущались. Сейчас, по-моему, у них получается не хуже, чем у футболистов Премьер-лиги. Мне кажется, что для всех участников это стимул начать следить не только за речью, но и за имиджем, чтобы хорошо выглядеть в кадре.

— На старте ЮФЛ Северо-Запад были поставлены какие-то цели, и вот мы уже на финишной прямой. Какие итоги? Какие вы видите перемены в городах, командах и вообще в системе? Что изменится в следующем году?

— Наверное, с финансовой точки зрения мы провалили этот год, потому что все логистические цепочки между Котласом-Калининградом-Сыктывкаром сложно было посчитать заранее, плюс значительная часть соревнований попала на летний период, а внутренний туризм у нас сейчас больше развит, чем внешний, поэтому цены на билеты иногда были космическими. Будем думать, как тщательней выстроить логистику и систему планирования в будущем.

В следующем году нас ждет расширение региональных лиг ЮФЛ — добавится второй возраст. Если сейчас играют только юноши 2006 года рождения, то в следующем году будет еще 2007-й.

В Котласе мы услышали, что ребята младшего возраста уже очень сильно ждут следующего года и готовятся. В регионах буквально молятся на нашу лигу, потому что это реальная возможность куда-то выезжать, соревноваться. А еще пример игроков ЮФЛ привлекает новых воспитанников в спортивные школы и на футбольные поля. И это главное. Ведь наша цель — не только развивать спортивные школы в регионах. Гораздо важнее — увеличить число здоровых людей, любящих спорт и футбол в частности. Бог с ними, со спортивными школами! Если у какого-то ребенка после матча ЮФЛ появится интерес к футболу, если он, вместо того, чтобы сидеть с утра до ночи в телефоне, все-таки выйдет на поле и попинает полчаса мячик — вот это будет победа.

 


Теги: Северо-Запад, СШОР-5, 2006